Дефекты сварного шва и их устранение.Часть 2

Распространенными дефектами при сварке швов являются трещины, возникающие в зоне около шва и в самом сварном шве. В зависимости от происхождения они бывают холодные, возникающие при температуре от 100 до 300 градусов в легированной стали или при нормальной температуре в углеродистой стали, и горячие. По своему расположению дефекты могут быть продольные и поперечные, а по размерам они разделяются на микро- и макроскопические. По времени появления дефекты могут быть двух видов: появляющиеся во время сварки и возникающие после сварки.
Причиной возникновения трещин может быть слишком высокое содержание в металле углерода, водорода, фосфора или серы. Также возникновению дефектов способствует отклонение от правильной технологичности процесса и его режима и некорректное расположение швов на конструкции. Концентрация напряжения повышается, и изделие может быть полностью разрушено.
Появление пористости швов обусловлено тем, что находящиеся в металле газы не успевают испариться до момента затвердевания шва. Это уменьшает прочность швов, а при выходе пор на поверхность образуются свищи. Чаще всего поры образуются при сварке недостаточно качественно зачищенных швов и проволоки для присадки от масел, ржавчины или грязи. Также поры появляются, если в металле повышено содержание окиси углерода, слишком интенсивной скорости сварки и неправильном выборе пламени. Влияние оказывает и неправильно подобранная марка проволоки. Обычно поры располагаются в виде цепочки по всему шву или скопления в одном месте.
При небольшой скорости сварки и слишком большой мощности пламени возникает перегрев металла. Размеры зерен в металле шва и вокруг него увеличиваются, что негативно сказывается на прочности соединения и его ударной вязкости. Наиболее опасным считается пережег металла, при котором в шве образуются зерна, покрытые пленкой окислов. Они имеют малое взаимное сцепление, и пережженный металл становится хрупким. Исправить такой дефект практически невозможно.
